ПОЧЕМУ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ НЕ СТАНОВЯТСЯ НОБЕЛЕВСКИМИ ЛАУРЕАТАМИ?
- 12.12.2018
В УрГЭУ состоялось заседание Евразийского научно-исследовательского Института Человека. Тема встречи: «Нобелевский уровень науки: возможности, способы и цели его достижения».
Согласно статистике, за всю историю премии нобелевскими лауреатами стали 23 гражданина России, тогда как немцев среди победителей — 91, англичан — 115, американцев — 325. Физик, академик РАН Жорес Алфёров, получивший Нобелевскую премию в 2000 году — последний обладатель награды, ныне живущий в нашей стране.
Нобелевская премия – самый авторитетный в современном мире критерий успеха научного поиска. Нобелевский лауреат, по общему признанию, – бесспорный лидер в своей отрасли науки. Но если «нобелевский уровень» – это и есть передний край современной науки, то практика награждения ученых Нобелевскими премиями должна восприниматься не только как внутренняя для научного сообщества, но и как важнейшая государственная проблема современной России. Об этом говорили на заседании.
С приветственным словом выступил Валерий Черешнев, академик РАН, президент ЕНИИЧ. Он прочитал доклад на тему: «Нобелевский уровень науки: возможности, способы и цели его достижения», в котором рассказал о двух лауреатах Нобелевской премии — Илье Мечникове и Пауле Эрлихе.
Спикеры отметили, что наука сейчас претерпевает существенные изменения как вид профессиональной деятельности и как значительный по масштабам рынок сложных интеллектуальных услуг и знаний. Руслан Долженко, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом в своём докладе рассказал о специфических проблемах российской науки. Среди них он выделил следующие:
- Распределение компетенций больше напоминает то, как выглядела ведущая тематика НИОКР в 1980-1990-е годы;
- Позиции вузов 5-100 в ключевых исследовательских компетенциях ниже по уровню публикационной активности в сравнении с мировой динамикой;
- Продуктивность и экономичность российских исследований ниже, чем у стран-лидеров в сфере НИОКР;
- Эффективность всего сектора исследований и разработок в РФ ниже, чем у стран-лидеров;
- Россия не однообразна по научному ландшафту используемых в науке ресурсов.
На заседании обсудили проблемы относительности «нобелевского критерия», конфликта предпринимательской и академической культуры в сфере науки и технологий, «утечки мозгов», бюрократизации науки. По словамВладимира Балакирева, академика РАН, те меры, которые принимает руководство страны по повышению престижа науки (поощрение публикаций российских ученых в зарубежных журналах, «индекс цитирования»), способствуют лишь бюрократизации науки, а не восхождению её на нобелевский уровень.
Подводя итоги встречи, руководитель Центра инновационных технологий инженерного образования УГЛТУНаталья Вербицкая задалась вопросом: откуда могут «вырастать» нобелевские лауреаты? «Образовательный центр «Сириус», хакатоны, «Точки кипения», олимпиадные движения, молодёжные гранты, конкурсы — вот места, где собирается прогрессивная молодёжь. Но дорастут ли они до нобелевских лауреатов? Это большой вопрос», — заключила спикер.