ОТ ЭКОНОМИКИ ДО НООНОМИКИ – ЧЕТЫРЕ ШАГА

В завершающий день V Уральского экономического форума студенты, молодые учёные и преподаватели УрГЭУ погрузились в изучение механизма перехода от современной экономики к ноономике. Лекцию прочёл основатель теории ноономики, доктор экономических наук, профессор Сергей Бодрунов.

 Мероприятие реализуется в рамках гранта в форме субсидии Министерства науки и высшего образования РФ на развитие Студенческого научного общества Уральского государственного экономического университета

Профессор Сергей Бодрунов – опытный предприниматель и видный ученый: член-корреспондент РАН, директор Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте, президент Вольного экономического общества России, доктор экономических наук, почетный профессор УрГЭУ. Он выступал очно с лекцией по азам ноономики на I Уральском экономическом форуме «Урал – драйвер неоиндустриального и инновационного развития России». За прошедшие годы теория получила развитие и признание международного профессионального сообщества: Международной экономической ассоциации, Международной инициативы по продвижению политэкономии, Международного Союза экономистов, ведущих ученых-экономистов Китая, Великобритании. Книга С.Д. Бодрунова «Ноономика», выпущенная в 2018 году, снискала премию Всемирной политэкономической ассоциации.

Ноономику обсуждают на крупнейших экономических форумах в России и за рубежом. В УрГЭУ создается первый, но далеко не последний Центр ноономики для расширения исследовательской и просветительской работы.

«Теория ноономики исследует глобальные, общечеловеческие проблемы, такие, как нищета, неравенство, в том числе в доступе к образованию, медицине – все те, что отражены в Целях устойчивого развития ООН, и даже более того. Эти проблемы – следствие экономики сверхпотребления, в которой финансовый капитал становится самоцелью и главенствует над стремлением к всеобщему благу и удовлетворению реальных, а не симулятивных потребностей. Мы должны отыскать пути решения этих проблем и сделать это как можно скорее и разумнее, ибо система уже подошла к точке бифуркации, то есть такого сильного напряжения из-за внутренних конфликтов, когда малейшее возмущение может привести к глобальным разрушениям», – объяснил эксперт Сергей Бодрунов.

В социально-экономической системе назревают все новые вызовы под действием таких шоков, как пандемия коронавируса, санкционная политика Запада, деградация природной среды, разрушения нравственности и моральных ценностей. Отсюда происходят конфликты, войны, которые, под каким бы лозунгом не велись, имеют целью захват ресурсов, отметил ученый.

Система сейчас может развалиться, а может измениться. Ноономика учит, как управлять процессом изменений, снять глобальные противоречия, оптимизировать и синхронизировать цели и потребности, сохраняя потенциал развития. Можно выделить четыре основных этапа ноотрансформации общества: научно-технологический прогресс, диффузия собственности, социализация общества и солидаризм как новая идеология.

Трансформация технологической сферы играет первичную роль на текущем этапе развития мировой экономики. Промышленность – ключевая по созданию рабочих мест и покупательской способности людей сфера; материальное производство даёт основу для формирования сферы услуг и удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей. Производство становится все более знаниеемким, требует все меньше «ручного» труда и больше – контроля и планирования. Знание становится базовым ресурсом Нового индустриального общества второй генерации (НИО.2), черты которого уже проявляются в обществе сегодняшнем.

«Движение в этом направлении в последние десятилетия резко активизировалось во всем мире. Набирают темп процесс реиндустриализации. За последние 4 года промышленное производство в России увеличилось на 7%, причем практически наполовину – за счет производства на базе передовых технологий. В 2023 году наблюдается еще более положительная динамика: в мае-августе производство выросло еще на 5% в годовом выражении. Создаются новые мощные индустриальные комплексы, разрабатываются технологии переднего края, на рынок поступают новые промышленные продукты в рамках импортозамещения и продвижения инноваций», – рассказал участникам форума профессор Сергей Бодрунов.

Ещё один фактор перехода к НИО.2 – диффузия собственности. Так, индивидуальный частный собственник «диффундирует», трансформируясь во множество акционеров, права частного собственника разделяются между акционерами, менеджерами, работниками и другими экономическими акторами. Наиболее активными инвесторами все чаще становятся различные фонды, например, пенсионные, страховые. Государство не только ограничивает, но и регулирует деятельность частного собственника, накладывая на него социальную ответственность, что, в частности, инициирует формирование и развитие социально ответственного бизнеса. Диффузия собственности выражается и в относительно новых трендах – различных формах, так называемого, ассоциативного, совместного производства и потребления: коворкинг, коливинг, каршеринг и т.п.

Третий фактор ноотрансформации – социализация общества. Человек должен обретать – и обретает – все большую социальную ответственность, становиться более культурным, думающим о своей общественной миссии и о формировании своего поведения на основании нравственно-ценностного ядра. Такой человек оказывает социализирующее воздействие на экономические, политические и прочие общественные институты.

В итоге становится возможным реализация четвертого фактора: солидаризма как взаимоосознания единства ценностей, целей и путей совместной деятельности. Эта идея стремления к компромиссу, социальному сотрудничеству и духовному доверию оказывает синергетический эффект на взаимодействие индивидов, социальных групп и институтов. Такой подход лежит в основе таких международных союзов экономической интеграции, как ЕЭАС и БРИКС, отметил профессор.

«Конечно, отношения солидаризма не могут родиться одномоментно – нужен период “эмбрионального” развития в “утробе” общества, пока еще остающегося экономическим, рыночно-капиталистическим. И здесь вступает в свои права традиционный политико-экономический подход, исследующий потенциал стратегического планирования, активной промышленной и социальной политики, развития различных ассоциированных форм производства и потребления, пользования и присвоения, обмена и распределения. Осознавая историческую миссию нашей страны (а я в это верю!), мы должны существенно усилить наше экономическое развитие по направлению той равнодействующей, о которой здесь говорим. И компоненты этого движения (вдобавок к упомянутым выше) – это развитие инфраструктуры и наших регионов, подъем инновационной экономики, развитие экономики знаний и та же цифровизация как неотъемлемый фактор модернизации экономики и вхождения в очередной технологический и мирохозяйственный уклад», – подчеркнул Сергей Бодрунов.

Солидаризм, добавил ученый, является объективным условием генезиса ноообщества. Более того, осознание этого приходит и в Россию, воплощаясь в идейный базис нашего развития. Поправкой к Конституции России 2020 г. солидаризм провозглашается в РФ на уровне Конституции (статья 75-1): «В Российской Федерации <...> обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

Названные выше четыре фактора нооперехода характеризуют направления движения, источник, цель, механизм и средства бесконфликтного перехода от экономики к ноономике.

an

Евгений Георгиевич Анимица
Главный советник при ректорате УрГЭУ, д.геогр.н., профессор
Академик МАН ВШ, Заслуженный деятель науки РФ
тел.: (343) 283-11-55; (343) 283-10-20

e-mail: animieg@usue.ru

Виктор Евгеньевич Ковалев 

Проректор по научной работе

Доктор экономических наук, доцент

Контакты: каб. 370, тел. (343) 283-12-49

e-mail: kovalev@usue.ru